обучение письму

Разлиновки. Как пользоваться?

Разлиновок много, они не ограничиваются лишь линейкой для младших и старших классов. А в некоторых школах вовсе отказываются от размеченных тетрадей и пишут на абсолютно чистых листах. Давайте разберёмся полезны ли разлинованные тетради и как ими пользоваться?

Я расскажу сегодня что такое разлиновки, как я использую их в работе, и что каждая из них даёт ребёнку.

Если коротко, то лист, где намечены линии — это помощь. Это возможность организовать для ребёнка постепенный переход от простого к сложному. Каждая линия обозначает определённый параметр букв и служит ориентиром, то есть ребёнку нужно лишь придерживаться этого ориентира, а не определять его самостоятельно в каждом элементе буквы. Например, в тетради в косую линейку не нужно решать какой высоты должны быть буквы — доводи каждый элемент до разметки, обозначающей верх строки, и всё будет отлично.

Таким образом мы можем дать ребёнку ровно ту нагрузку, которую он способен выдержать сохранив интерес, повышать её поступательно, не теряя мотивации ученика. Я считаю, что это бесценная польза и нужно брать от разлиновок максимум!

Теперь — к видам разлиновок:

  • 1 вид: тетрадь в частую косую линейку. С неё я всегда начинаю с дошкольниками и младшими школьниками, миную её только с подростками, потому что им чисто психологически такая тетрадь не подходит. Хочется свободы, а не вот этих чётких правил. Эта тетрадь с ячейками, куда нужно помещать буквы. Наклон, ширина, высота заложены в разлиновку. Эта тетрадь — первый шаг, здесь ничего не нужно определять самому, необходимо придерживаться линий разлиновки, этой нагрузки на первом этапе и так предостаточно. Мы разбираемся в логике построения букв, осознаём, что буквы это система, закладываем в руку правильные движения.

  • 2 вид: тетрадь в косую линейку. В ней ученику предстоит самому определять ширину букв и расстояние между ними, в каком-то смысле и пропорции букв могут немного измениться, кто-то тяготеет к более узкому почерку, кто-то наоборот к широкому. Соответственно ребёнок оценивает характер уже своих букв и учится держать выбранный параметр стабильно.

  • 3 вид: тетрадь в узкую линейку — эта тетрадь точная копия тетради второго типа, но без наклонных линий, то есть ребенку как и раньше не нужно самому определять высоту букв, можно положиться на разлиновку, но помощи по наклону больше нет.

  • 4 вид: тетрадь в широкую линейку или тетрадь для старшеклассников. Переход на неё означает, что ребёнок способен сам держать высоту, ширину и наклон букв, контролировать расстояние между ними, а главное, он готов следить за всеми этими аспектами одновременно. Преждевременный переход в эту тетрадь - частая причина испортившегося почерка. Хорошее сравнение в данном случае: штангист, который планомерно увеличивал вес блинов на штанге, однажды утром взял и навешал блинов весом в 3 раза больше обычного, результат не рекорд, а травма и откат по результатам.

  • 5 вид: это абсолютно чистый лист, где человек будто в открытом космосе, зацепиться не за что. Необходимо самостоятельно держать все параметры букв, строки да еще и ориентироваться на листе. К слову, не все взрослые способны справиться с такой задачей.

Итогом отмечу, что уровень разлиновки работает когда преподносится как помощь, а не диагностика способностей. Никому не захочется писать в «тетради для малышей» или потому что «ты еще не справляешься». Пусть ребёнок имеет возможность перемещаться между тетрадями, проверяя свои возможности. Пусть он стремится повысить нагрузку, попробовать взять на себя чуть больше ответственности, но так же он должен чувствовать, что вернуться на шаг назад нормально, ведь не все крепости берутся штурмом!

Как вам такая большая статья? Помогла разобраться? Со всеми разлиновками встречались?

Анна Слободяная
основатель школы

Похожие статьи